"Переслушал "Лимб" — и знаешь, что? Переделал бы все нахер". ATL о новом альбоме
Сразу могу объяснить, почему люди придут читать наше интервью. Всем интересно вот что: насколько черный мир твоих песен соответствует реальному тебе?
Я транслирую то, что происходит вокруг. Понимаешь, окружение здесь мрачноватое. Весь альбом я написал в Чебоксарах, потому он и получил название. “Лимб”. Это словно оторванное от всего мира место. Особенно, зимой. Рядом Волга. Смотришь на реку, за нее… Когда горизонта не видно и все белым-бело — это же натуральный лимб.
Откуда на “Лимбе” сюжеты из старорусского фольклора?
Старые русские мотивы мне нравятся душой. Из новых я только русский рэп слушаю, естественно. Иван Купала, МС Вспышкин — вот это все навеяло. Эта музыка деревянная в сравнении с тем, что выходит сегодня, но присущие ей дух и вибрация меня бросают в шаманский пляс.
Еще на микстейпе “Карма х Кома”, где я Вспышкина цитировал, это слышно. В тот микстейп в итоге вошли какие-то куплеты, которые я нарабатывал для альбома.
Я не столько музыку имею в виду, а сюжеты каких-то ритуалов староязыческих.
Если ты спрашиваешь, присутствовал ли я на обрядах каких-то, — то нет, конечно. Если это не запись трека.
Происходящее в “Гори ясно” напоминает картины празднования Масленицы.
Есть отсылки, верно. Масленица, вероятно, единственный такой олдскульный языческий праздник, дошедший до наших дней. Чучело сжигают. Чем не языческий движ?
Почему в альбоме так часто фигурирует символ прихода весны?
Альбом вышел 22 марта, хотелось приурочить его ко дню весеннего равноденствия. Праздник всемирный.
И что в нем такого?
Это некий рубеж. “Всем районом ждем весну” — у нас в Белой Чувашии очень хочется тепла и солнца.
"Подснежник", финальная песня альбома "Марабу" — тоже о приходе весны
Как по мне, “Лимб” — твой самый концертный альбом. Согласен?
Поскольку мы все чаще ездим на концерты, интереснее стало делать треки, лучше работающие вживую. Индустрия сейчас в целом развивается как раз в этом направлении. Нам нужно лабать концерты хорошо.
Луперкаль — автор обложки. Каким было ТЗ, когда ты к нему обратился?
Луперкалю я максимально доверяю как дизайнеру. Он ведь сколько уже лет рисует свои комиксы? Просто сказал ему, мол, Леха, в голове у меня то-то и то-то. Он выдает свой рисунок, мы где-то что-то по мелочи редактируем. Он это очень быстро делает. Крутой профи.
Рецензируя “Марабу” еще полтора года назад, я пространство альбома сравнивал с игрой “Limbo”. Раз я уже тогда разглядел эту связь, не становишься ли ты предсказуем?
Вполне возможно. Знаешь, я на эту тему думаю лишь потому, что мне где-то в интернете об этом время от времени говорят. Я просто делаю то, что мне близко, и говорю то, что хочу донести. Время покажет. Ты сам мне расскажешь потом. А идти против самого себя, лишь бы сделать что-то непохожее, я не буду. Само собой, мы с парнями будем работать и стараться не зацикливаться на одном. Чтобы не стать заложником образа, нужны лучшие битмейкеры. Вот у меня такие есть, так что потащим.
Что артист испытывает в ту секунду, когда выходит его альбом?
Просыпаюсь я в тот день в 9 утра. Захожу в ВК, смотрю: а альбом уже там. Честно, первое, о чем я подумал: вот гондоны, а в Apple Music-то почему до сих пор не вышел? Видимо, так произошло из-за разницы часовых поясов. Мы же самостоятельно релизы заливаем на агрегаторы. Но в последнее время дистрибьюторы все чаще предлагают свои услуги. Вот недавно предложили купить мой следующий альбом за миллион рублей. Я пока не вел с ними общение.
Ты ощущал давление и необходимость соответствовать после того, как много хороших слов было сказано в адрес “Марабу”?
Конечно! Я чувствовал, что нужно сделать лучше — но, в первую очередь, для самого себя. Я же сам над собой работаю. Главное: прокачиваться самому. Все сопутствующее, в том числе и твой рэп, твое ремесло, естественным образом тоже улучшится.
Помню, как перед выпуском “Марабу” мы собрали все песни в папочку и сидели на студии слушали. Переглянулись такие с Саньком и говорим: “Что за херню мы сделали? Странное музло”. В этот раз, собрав материал “Лимба”, меня посетила та же самая мысль. Один в один. Мне кажется, эти треки звучат лучше, чем “Марабу”, но это ощущение, что я создал какую-то непонятную херь не уходит. Ну как, непонятную. Я вкладывал четкий посыл в эти тексты, частичку себя. Одних героев я взял из своей обыденной жизни, другие треки посвятил конкретным людям. Так и получилась вся эта эзотерика.
Когда ты мне прислал несведенку альбома, там песня “Священный рэйв” была подписана цифрой “7”. Это уже седьмая по счету версия?
Все верно. Саня SmitBeat сводил этот альбом очень долго и кропотливо. Сам придирался к своей работе, потом переделывал, приходил я — и тоже начинал придираться, так как поджимали сроки, и уже были назначены концертные даты. Но мы не собирались пренебрегать качеством ради даты выпуска, потому старались сделать на совесть, но не затягивать. Саня все сделал по красоте.
На этом альбоме ты много говоришь про космос. Тебе эта тема интересна?
Мой астронавт, скажем так, дальше орбиты Земли не улетает. Неизвестно ведь, что там. Некоторые люди меня убеждают в обратном. Что космоса нет.
Что они имеют в виду?
Меня прокачивают время от времени всякими эзотерическими теориями. Есть у меня товарищ, он каждый день приходит с новой теорией мироздания. Хочешь-не хочешь, а эта информация внутри оседает. Честно говоря, я не знаю, определился ли человек, что там вместо космоса. И есть ли он вообще. Может, ничего и нет. Лимб.
С какими заблуждениями о себе ты сталкиваешься чаще всего?
Никто меня не знает, но торопятся навешивать странные ярлыки. Кто-то думает, что я сатанист. Кто-то — что скинхед. Или язычник. Самое интересное, что я и близко никем из этих архетипов не являюсь.
Полгода назад в соцсетях ты писал о поиске нового концертного менеджера. Но сам анонс и треклист альбома впервые засветились в инстаграме старого, Паши Кида.
Это не был “слив”. С Пашей мы в первую очередь друзья. Он же не был нашим концертным менеджером, когда мы с ним познакомились. Я понял, что он — свой чувак. Даже вот эта ситуация показала, что он не заговнился и не расстроился, а продолжает поддерживать и радоваться за нас. Мы общаемся с ним точно так же, как и раньше.
Кто сейчас концертами занимается?
Сейчас концертами занимается SmitBeat.
Песня “Майк” с одной стороны о жизни артиста на сцене, с другой — о нехватке близких людей, из-за которой ты можешь по-настоящему довериться лишь куску металла.
Так и есть. Я даже в одном из треков говорю фразу “дружище майк — это мой тотем”. Мы как шаманы своего дела, молимся и танцуем пляски вокруг него. Я этот трек написал непосредственно для микрофона в нашей студии. Это существо, которое тебя выслушает всегда. И никому эту инфу не сольет, если ты не захочешь сам.
Существует кластер артистов, условно именуемый “Белая Чувашия”. Мы следим за ним вот уже как пару лет, но он все не пополняется новыми людьми. Почему?
Это не так, наше поголовье растет. Сейчас студия Dark Faders переехала в более просторное помещение. Поскольку какую-то часть пространства занимает молодежь, тоже музыканты, мы с ними стали активно общаться. Ты ведь слышал у Луперкаля последний трек, записанный с Zaraza?
Он еще многим напомнил вокалом Eecii McFly.
Вот есть такой человек теперь у нас. Я не знаю еще до конца, что им движет и каковы его планы, но если ему с нами по пути, то почему бы и нет. Я с ним пообщался на студии, это очень добрый, отзывчивый и, главное, талантливый чувак. В наши ряды может попасть любой. Другой вопрос — как бы оттуда не слиться.
У нас сейчас в Чебоксарах наблюдается какой-то подъем духа хип-хопа. Разные люди, с которыми мы начинали читать рэп, тоже начинают делать что-то свое. Есть перспективные, как мне кажется.
Следующим альбомом будет твой совместный с Eecii McFly, верно?
Я пока не знаю, что за формат будет у релиза. Но да, мы уже собираем материал. Он присылает мне свои хуки, идеи. Сейчас откатаем тур, в перерывах между концертами попробуем вплотную поработать над материалом. Есть вероятность, что к следующему дню равноденствия успеем. Торопиться не хотим, чтоб релиз нормальным получился. Параллельно я буду и над сольным материалом работать, но как показывает опыт работы с “Лимбом”, мне может потребоваться еще больше времени для селекции материала. Переслушал вот вчера “Лимб” — и знаешь, что? Переделал бы все нахер. Мы с пацанами пришли к выводу, что в следующий раз надо просто сделать еще круче. “Марабу” мне самому теперь кажется не очень. У нас такая переоценка качества материала постоянно происходит: работаешь-работаешь над треком, слушаешь его, а потом по прошествию какого-то времени возвращаешься к нему — и за голову хватаешься.
Карандаш инспектирует студию Dark Faders, где записывается ATL, Horus и другие артисты
После возглавления Booking Machine тебя повторно не звал к себе Oxxxymiron?
Они предлагали несколько раз. После того, как мы решили двигаться самостоятельно, еще пару раз писали: “Ты там не передумал?”. Но это было еще до того, как Мирон возглавил компанию. Новость о его стадионном туре — это же очень круто, такие вещи прокачивают культуру. В Мирона я верю.
Газгольдер вот тоже недавно заявил перезапуск. Предложений не поступало?
На Газ меня не звал никто. Я со многими ребятами оттуда на коннекте. Если у меня возникают вопросы относительно концертной или музыкальной деятельности, если мне нужен совет, я знаю, что всегда могу обратиться к ним.
Более того, они нам здорово помогли отснять клип. Я искренне воодушевился их содействию. Они помогли советом. Они помогли с площадкой. Когда нам был задан вопрос, на какую камеру будем снимать, ребята из Cuts & Scratches сказали, мол, вот есть этот и этот вариант, тут Баста такой: “Так а чего, снимите на наш RED. Посмотри-ка, у нас за будкой вон там, по-моему, лежала”. И там реально лежит, пыль собирает камера стоимостью как автомобиль. Ставят на стол, говорят: “Если хотите — снимайте, чуваки”.
Чтобы подытожить насчет Газгольдера и Booking Machine. Я многое перенял, наблюдая за ними. Когда пришло предложение с Booking Machine, мы сели и подумали: “Вот ребята молодцы! Сами делают концерты, ездят по городам, все у них ништяк. Почему бы и нам не сделать такую тему?” То есть Booking Machine, когда они начали работать с Луперкалем, открыли нам глаза на то, как все можно делать собственноручно. Газгольдер тоже поддерживают, с ними я часто советуюсь. Нам и так оказывают большую поддержку, куда уж больше. Честно говоря, наверное, просто хочется в будущем и свой лейбл сделать. Пойми правильно: я пока об этом не задумываюсь. Когда-то. В будущем. Может быть. Есть же у нас творческая тусовка Acidhouze, мы стараемся все делать сами. Вроде, что-то начинает получаться. Посмотрим, как далеко зайдет.
Каково это — быть владельцем магазина?
У меня есть очень ответственный подельник, а также, по совместительству, хороший друг. Он все, можно сказать, на своих плечах тянет. Понимает, что у нас на студии процесс, репетиции, туры, запись. И он такой: “Без вопросов, Сега. Я все решу”. При этом он работает на другой работе, семейный человек. Можно сказать, директор магазина — это он.
Инициатором его открытия был ты?
Это совместное предприятие на двоих. Мы владельцы с ним пополам.
Прибыльное это дело?
Прибыльное, наверное, но мы пока еще на стадии отбивания вложенных бабок. Я, если честно, даже не очень в курсе последней отчетности.
Какой ассортимент?
Российский стритвир и наш мерч. По маркам — Codered, потому что сами носим и давно поддерживаем друг друга; Laser B. — наш кореш из Питера; Krakatau, Волчок, Доброе Утро, Молотов, Heartburn, Taboon Comoon — много разных шмоток.
Насколько ты модой интересуешься?
Слежу, но не настолько, чтоб одеваться как болид “Формулы-1”. Поддерживаю бланковый стиль. Сил и времени на это особо не трачу. Интересуюсь, но не так сильно, как многие думают.
Какое самое странное коммерческое предложение тебе поступало?
Колбасный комбинат какой-то писал. Предлагал купить посты в инстаграме. Потом увидел в твиттере, что аналогичные запросы получили ЛСП, Big Russian Boss, Yanix, еще кто-то. Видимо, ребята вышли после нового года на работу и полезли в интернет искать амбассадоров.
Песня “Обратно” — об ощущениях человека, резко садящегося на детокс. Ты сам проходил через это?
Скажу только, что этот трек я посвятил своему корешу, когда тот старался наладить свою жизнь. Направить в нужное русло и от чего-то отказаться. Это для него.
Фен, кислоту, “ехи” я никогда не пробовал. Бывалые ребята, узнавая об этом, говорят: “Сега, ты молодец. Оно тебе нафиг не надо, не прикасайся”. Ну вот и я так думаю. Плюс всегда есть страх, что если попробуешь — то понравится.
Какую музыку ты хотел бы, чтоб ставили на твоих похоронах?
Суть песни “Танцуйте” в том и заключается: делайте, что хотите. Включайте музло, какое хотите. Главное, чтоб оно хорошим было. Мне-то уже будет пофиг.
Твои песни настолько богаты жуткими гнетущими образами, что возникает вопрос: не погружаешься ли ты в депрессию, работая над материалом?
Это больше похоже на медитацию. Проваливаешься куда-то в астрал. В этом состоянии чувствуешь все то же, что и в обычной жизни, но те моменты, когда в голове выстраивается какая-то рифма… Будто тебе ключик сверху кто-то скидывает. Частичку пазла. И ты собираешь его потихонечку. Когда он у тебя собирается — это порой происходит чисто случайно — испытываешь невообразимый подъем. Чувство того, что ты что-то создал.
А какое у тебя было чувство, когда ты писал “1000”?
Чувство презрения к человечеству в общем.
Почему?
Потому что я сам являюсь его частью.
Считаешь, что человечество — это вирус?
Можно по-разному считать. Можно придумать много теорий. Но если взглянуть в целом — разве не уничтожает человечество планету? Если, конечно, планета вообще существует. Все просто и банально.
Всегда хотел у тебя спросить: как думаешь, в ближайшие 5 лет с неба таки упадут ракеты?
Знаешь, вероятность высока. Но я очень надеюсь, что нет.
1 апреля стартует концертный тур ATL “Holy Rave”, охватывающий Москву, Санкт-Петербург, Минск, Киев и не только. Билеты в продаже.