Рецензии
Текст: Лёша Горбаш

Рецензия: Скриптонит "Дом с нормальными явлениями"

Обязательная рецензия на один из ключевых альбомов года

На прошлой неделе мы обсуждали, нужны ли в 2015 году рецензии на альбомы. Коллега Редькин уверенно заявлял, что нет, в комментариях спорили и объясняли, что нужны. Тут я, удивительное дело, на стороне комментаторов. Рецензии нужны. Как минимум, на такие альбомы. Большие, важные, всепоглощающие — с которыми потом будут ассоциировать год.

“Дом с нормальными явлениями“ — это алкогольный угар и путеводитель по жизни Павлодара. Города, который кажется мрачным, агрессивным, напористым. Где, кажется, на завтрак проще достать бутылку водки, чем пакетик “липтона”. Сука тащит на дно, вокруг — притоны и трэп-хаты, в герое — поллитра водки в доле с марихуаной, а проблемы в чувствах лечит только план. Если описывать альбом одним словом, то лучше всего подойдёт "энергия".





Есть сомнения, что трезвеннику вообще мог бы удасться такой альбом. Пьяная истерика тут переносится с песни на песню, вместе с надрывом в голове и не всегда разборчивым текстом. И всё это только дополняется сумасшедшим продакшном. Скриптонит, который уже давно зарекомендовал себя не только как рэпер, но и талантливый битмейкер, здесь смело смешивает хип-хоп с, например, блюзом и роком. Что до этого было уместно, например, на рэп-сайдпроекте группы The Black Keys, но не в русском рэпе.

Существует такая точка зрения: литературного героя можно считать протагонистом, когда он проходит какой-то путь по ходу произвдения. Когда события истории напрямую на него влияют. Главным героем этого альбома скорее является город Павлодар — со своей кричащей депрессией и вечной тоской: “Мы не обнищали, мы были нищими ещё в самом начале”. Раньше, кстати, такие настроения лучше других передавал Грязный Луи. А сейчас — вот, артист лейбла “Газгольдер”.

Вне контекста альбома Скриптонит превращается в супергероя. Который раздаёт стиль, раздвигает границы жанра и привносит в него что-то новое. Записывает сбивающие с ног песни и сходу влюбляет в себя нейтрального слушателя.

Поймал себя на мысли: предыдущий абзац походит на восторженный пресс-релиз, которые пачками прилетают нам на почту. За ними, правда, скрываются альбомы, о которых мы забываем уже через пять минут. О “Доме” не получается забыть и спустя месяц.

Что важно: он продолжает раскрываться с новых сторон. Здесь есть песни-убийцы, которые покоряют с первого прослушивания. А есть те, которые берут чуть позже. За этот месяц в статусе песни-фаворита успели побыть десять альбомных треков. Вероятно, очередь остальных придёт чуть позже. А сейчас я чаще остальных слушаю “Коньяк” и “Сны”.

“Дом с нормальными явлениями” — лучший альбом 2015 года. Потому что раздвинул рамки, как никто другой. Потому что продолжает раскрываться с новых сторон. Потому что в этих песнях хочется не только копаться и искать новые смыслы, но и просто слушать. Потому что “Танцуй сама”, “Это любовь” и “Стиль”.

Последнего тут раздали столько, что даже те, кому ну совсем нет до него дела, должны наконец проникнуться. И потянуться за Скриптонитом. Именно такие альбомы мотивируют двигаться вперёд. На такие нужно равняться. “Дом с нормальными явлениями” не переворачивает игру, а показывает, как перейти на следующий уровень, сделав уверенный шаг вперёд.

Поэтому и альбом года записал Скриптонит.





Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком