"У меня нет недвижимости, самолетов, яхт. Это не мой образ жизни" — что Дуров рассказал Карлсону
Вышло интервью Такера Карлсона с Павлом Дуровым.
Вот что он там рассказал:
Назвал себя "своего рода европейцем" — потому что в 4 года семье увезла его в Италию и там он пошел в школу.
Отжим у него ВКонтакте начался с Евромайдана — российские власти потребовали у него персональные данные организаторов и участников протестов. "Это же другая страна. Мы не можем предать наших украинских пользователей, потому что вы нас об этом попросили", — якобы ответил Дуров. Позднее власти РФ поставили его перед дилеммой — либо выполнять их требования, либо продать ВКонтакте и уехать.
Дуров придумал Telegram для безопасной переписки — из-за давления, которое оказывали власти РФ, Дуров захотел иметь зашифрованное средство коммуникации.
До переезда в Дубай рассматривал другие варианты — Лондон, Берлин, Сингапур, Сан-Франциско.
В США он столкнулся с интересом ФБР — каждый прилет агенты встречали его в аэропорту. По словам Дурова, ФБР попытались завербовать инженера Telegram, чтобы он разместил в коде уязвимость. Через нее ФБР получило бы доступ к устройствам пользователей. А еще в Сан-Франциско на Дурова напали грабители, когда он вышел из штаб-квартиры Twitter. Они хотели отобрать телефон, была драка, телефон остался у Дурова. "После того, что я испытал в США, у меня очень ограниченное с точки зрения безопасности доверие к платформам, разработанным в США", — говорит Дуров.
В Дубае Дурову нравятся налоги, инфраструктура, легкость ведения бизнеса и нейтральный статус: "Это нейтральная страна, которая хочет дружить со всеми. Геополитически она не связана ни с одной из крупных сверхдержав". Telegram он называет нейтральной платформой для людей с разными взглядами.
Дуров говорит, что тратит 0 на рекламу и маркетинг Telegram, но у мессенджера уже более 900 млн пользователей.
Не привлекает инвесторов, потому что ценит независимость и не ценит деньги: "У меня нет недвижимости, самолетов, яхт. Это не мой образ жизни".
Дуров не путешествует в США, Россию или Китай ("ни одну из крупных геополитических держав").
Дуров считает, что наибольшее давление на Telegram оказывают не государства, а корпорации Apple и Google. И что эти компании имеют возможность подвергать цензуре все, что есть у вас в телефоне. Если Telegram не будет подчиняться их требованиям, его просто удалят из магазинов приложений — и доступа к нему лишится "большая часть мира".
Дуров положительно оценивает то, что Илон Маск делает с твиттером — он считает, что это хорошо для свободы слова. Плюс, это инновации, и даже если какие-то из них окажутся ошибочными, это все равно хорошо для индустрии.
Дуров рассказал о встрече с Цукербергом 10 лет назад. Цукерберг спрашивал его, пойдет ли Дуров на мировой рынок, а Дуров — будет ли Цукерберг расширять присутствие своих продуктов в России. Оба ответили "нет". После этого Дуров пошел на мировой рынок, а Цукерберг расширил присутствие своих продуктов в России.