Монеточка. Жизнь после хайпа
Монеточка больше не школьница из Екатеринбурга. Год назад она поступила во ВГИК, 14 сентября у нее концерт в Москве. "Живу в Марьино, рядом с Навальным", — шутит она. На вопрос о переезде в Москву тоже отвечает туманно: "В журналах пишут, что переехала — значит переехала". Меняется и ее музыка: записанных на коленке песен про друзяшек и Гошу Рубчинского больше не пишется. Вместо них есть "Последняя дискотека", красивая, но жутковатая вещь о смерти поколения на школьном выпускном, музыку для которой написал продюсер БЦХ, известный своим необычным подходом к неосоулу и R&B. Куда дальше зайдет история девушки, чья история начиналась как мем — об этом мы попробовали поговорить в интервью.
— У тебя была песня “Прощание с Екатеринбургом” — значит, ты все-таки переехала.
Я не называла ее “Прощание с Екатеринбургом”, это просто песня про город.
— Она вышла на канале ЕТВ. Я правильно понимаю, что ты там проходила практику?
Сначала проходила практику, потом так приросла уже, что они взяли меня на работу.
— Чем занималась?
У меня должность “продюсер”. Так что если вы молодой талант, обращайтесь ко мне (смеется). Иногда я составляла сценарии для эфира, вопросы для интервью, за кадром говорила. Но в основном они потом меня начали использовать как блогера: я снимала видосики, сидела и болтала. Или пела песни. Потом они выкладывали это у себя на канале.
— Ты помнишь свой самый первый приезд в Москву?
Наверное, когда я в институт ездила поступать. Сначала мне, конечно, не понравилось, как и всем — потому что это большой и шумный город в отличие от милого лампового Екатеринбурга. Здесь все так суетно, и это так пугает провинциальных девочек. Но потом как-то акклиматизируешься.
— Когда ты поступала, тебя узнавали преподаватели или студенты?
Преподаватели-то нет, они же старенькие. А дети да. Девочка, с которой мы живем в общаге вместе, меня сразу узнала. Она же режиссер, мы с ней вместе сейчас объединили усилия и уже сняли клип. Сейчас его монтируют.
— На какую песню?
На песню “Последняя дискотека”, с БЦХ.
— Отличная песня. Расскажи, о чем она?
Как я понимаю, она про то, как умирает поколение на тусовках. Но первоначально у меня не было цели такое написать. Странно, конечно, так говорить про свои песни, но когда ты её пишешь, то рисуешь в голове одну картинку, а получается потом по-другому.
— Почему в песне у выпускников лента в крови? Что произошло?
Просто девочка взбунтовалась против школы — и произошел кровавый замес. Еще мне просто очень нравится про кровь петь.
— Какой своей песней на сегодняшний день ты больше всего довольна?
“Ушла к реалистам”. Она мне нравится и по смыслу, и по мелодическим штукам. Сначала-то я совсем просто играла, а потом начала выкобениваться, усложнять. И вот она как раз такая. Мне иногда кажется, что, возможно, я не напишу ничего лучше.
— Ты помнишь свой выпускной год назад?
Это было очень красиво: сначала мы были нарядные на каблуках, а потом скинули все свои каблуки. И я, конечно, пела песни свои для ребят — они их очень любят и знают. Они плакали, пели, было очень мило. Когда мы встречаемся и чуть-чуть выпиваем, это всегда превращается в импровизированный концерт!
— Что самое крутое в Екатеринбурге? Чего тебе сейчас не хватает?
Мне очень нравится “Ельцин-центр”. В музей я не ходила, говорят, что там все очень неоднозначно, но вот само это пространство, люди, которые работают там, выставки — вот это мне очень нравится.
— Смотри: 13 декабря 2015 года. Ты выкладываешь Вконтакте сборник своих треков. Когда ты поняла, что хайпишь?
Я пришла в филармонию, выключила телефон, а как раз в этот день выложила песни. Утром. Вышла из филармонии, включила телефон, и увидела, что там появился 181 репост. Я очень сильно обрадовалась, у меня такого никогда не было. Было 10 лайков под авой — и все. Тогда я поняла, что все хорошо пошло.
— Тебе, наверное, сразу же начали написывать люди Вконтакте. Самая дикая фигня, которую они предлагали?
Странные фиты — например, с Энтео. Он очень загадочно писал, я сразу поняла, что тут пахнет чем-то неладным. “Переходи на светлую сторону, молодежь вся прогнившая, а ты не прогнившая, нам нужно объединить наши усилия, чтобы все было хорошо”. Мне пришлось ему отказать. Хотя там был еще Саша Скул, они вместе хотели со мной фитануть. Но, к сожалению, мы слишком далеки с ними в идейных штуках. В какой-то момент я перестала отвечать — и все. Наверное, нехорошо так поступать.
— Как в СУНЦе реагировали на хайп вокруг тебя?
Кто-то хорошо — фоткались ребята, в моем классе очень поддерживали. Кто-то чморил и смеялся, ну как в интернете. Можно было идти — и кто-то тебе кричит что-то стремное. Но когда у тебя есть поддержка друзей, все это становится нестрашным.
— Что говорил твой парень?
Это сразу вызвало какие-то проблемы, конечно. Начало вызывать много конфликтов, из-за этого мы даже расстались.
— Грустно.
Все к лучшему, мне кажется. Там даже на бытовом уровне возникали проблемы: ты же куда-то ездишь, что-то делаешь, начинаешь общаться с другими людьми, а человек чувствует себя совершенно ненужным рядом с тобой. Наверное, всем мужчинам хочется доминировать, а тут это оказалось делать сложнее.
— Как ты ездила на свои первые выступления? Тебе же не было 18-ти.
Ездила с мамой, с папой. Мой папа знаком с Pharaoh, если вам это интересно.
Powerhouse — есть же такой клуб? — там была вечеринка, я приехала туда с мамой и папой. Выступала там, Pharaoh пришел, поддержал меня, кинули друг другу респекты. Рядом стоял мой папа, я всех друг другу представила. Потом Глеб пошел к своим девочкам.
— Что тебе сказали родители после концерта?
Мы тогда так устали, это все было так нервно, что пришли домой и тут же уснули. А вообще, говорили: “Молодец, Лиза, все хорошо”.
— То есть ты год ездила на концерты с родителями? Им отгулы приходилось брать на работе?
Концерты же в выходные бывают. А так, если мама не могла со мной поехать, то ездила сестра.
— Почему фит с Сашей Скулом — нет, а фит с Гнойным и Замаем — да?
Мне понравилось, что они делают! Мне реально нравится “Антихайп”, то, что они своим видом, своим рэпом и своим поведением критикуют эту реальность и эту культуру. Еще считаю, что у них есть интересные и хорошие треки. Мне нравится про вейп песня. Или “Я пинаю твой портфель, чтоб никто не догадался, что люблю тебя теперь”. Они интересные и харизматичные люди, поэтому я с радостью записала с ними трек. Хотя сначала они без спроса записали “Гошу Рубчинского”, и раз это зашло, то почему бы не сделать еще?
— Как тебе тот самый баттл?
Мы всей семьей его смотрели. Я была почти единственная на стороне Славы, они все почему-то любят Oxxxymiron. Это одна из конфликтных точек в нашей семье. Мне знаете, что нравится? Что Oxxxymiron проиграл человеку, которого зовут Слава. И в то же время проиграл славе. Популярности. Это же не просто так, мне кажется.
— Как ты познакомилась с Noize MC?
Я первый раз была на его концерте в 13 или 14 лет. Он, конечно, тогда не запомнил меня! Но я уже тогда была его фанаткой, взяла автограф. Или он кинул бутылку — а я забрала ее домой. Это было такое переходное время от Ранеток и Земфиры через Ваню к Nirvana и Pink Floyd. Мы слушали его всем классом, все вместе ходили на концерты.
— Что вообще вы в классе слушали?
Да там все были так заняты ЕГЭ, что никто ничего не слышал. Но мы любили разные редкие штучки находить — например, когда еще никто не знал про Мальбэк, мы с одноклассниками уже их заценили. Они слушали мои песни, конечно же, потому что у них не было другого выбора (смеется).
— Учеба во ВГИКе сейчас будет мешать музыке?
Для музыки я, наверное, в Москву и переезжаю. Потому что здесь очень много людей, которые помогают мне. Например, Витя БЦХ. Мне бы хотелось, чтобы это уже была музыка посерьезнее — а Витя как раз человек, который помогает мне осуществить эти мечты. Мы сейчас с ним делаем музыку. Мне было сложно найти человека, которому можно довериться полностью в плане музыки. Все демки, которые он мне скидывает — это круто, супер. Мы как две ноги.
Я не знаю, что это будет — EP или альбом, но новые песни буду исполнять на концерте.
— Во сколько лет ты начала писать стихи?
Может, в четыре года. У меня даже есть видео, где я маленькая набираю водичку из ручья и я там: “Ручеек-ручеек, дай водичку на чаек”.
— Ты их на сайт Stihi.ru выкладывала. Что там тебе писали?
Там же все друг друга нахваливают. Я не думаю, что это были хорошие стихи — очень пубертатные. “Ты ушел, я тебя ждала”, вот это все. Неразделенная любовь, военная тематика меня почему-то привлекала.
— Твоя любимый поэт?
Мне нравится Бродский и поэзия Набокова. Многие даже не знают, что он писал стихи, а они у него замечательные. Даже его проза мне нравится своей поэтичностью.
— Как ты думаешь, почему возникла такая теория, что за тебя кто-то пишет песни?
Может быть, потому что я была тогда совсем маленькой. Люди не привыкли, что дети способны писать песни, составлять слова в рифмы и немного смысла в это вкладывать. Хотя, мне кажется, в наше время это не должно никого удивлять. Есть, например, Айсултан Сеитов (режиссер, снимавший клипы Ивану Дорну, Скриптониту и Noize MC с Монеточкой — прим. The Flow) — ему 20 лет и он очень классный. Ни для кого уже не новость, что дети сегодня достаточно прошаренные.
— Когда хайп проходит, это мешает или помогает?
Помогает! У тебя развязываются руки. Отсеивается случайная аудитория, и остаются те люди, которым интересно только твое творчество. Мне это нравится — ты можешь экспериментировать и искать свой стиль, к чему, мне кажется, я сейчас уже близка.
— Самый крутой альбом последнего времени, на твой взгляд?
Мне очень понравился альбом Касты “Четырехглавый орет”. Особенно трек про родителей. Я как раз переезжала в Москву, и это был саундтрек для разлуки с родителями. Я даже могу заплакать, когда слушаю эту песню. Нравится последний альбом Скриптонита — на интеллектуальном уровне он, конечно, не впечатляет меня так, как Каста, но от этой его атмосферы я просто тащусь!
— Что тебе советовали родители перед переездом в Москву?
Папа сказал: “Если будешь пить, пей только водку”. Потому что это самый чистый алкоголь.
— Что будешь делать после интервью?
Поеду к Вите. Будем писать новую песню “Русский ковчег”. Может быть, ты смотрел фильм “Русский ковчег“ Сокурова? Очень рекомендую, хорошее кинцо. Вот и песня про это же — про ковчег, про русскую культуру. Она плывет-плывет, все думают: когда же она уже затонет. А она все никак не тонет.