Рецензии
Текст: Андрей Недашковский

Рецензия: Грот "Земляне"

Почему этот альбом группы Грот — неожиданный и совсем не похожий на то, что она делала раньше

Если изначально переход омской группы Грот под крыло лейбла Respect Production не казался таким уж очевидным шагом, то сейчас, после выхода альбома "Земляне", напрашивается вывод, что иначе и быть не могло. Из всего многообразия релизов, которыми русский рэп радовал в этом году, сравнить новую пластинку дуэта получается именно с альбомом Влади. Обе эти работы — взрослые высказывания, затрагивающие философские и социально-исторические темы, о которых, как правило, пишут не рэп, а большие и скучные книжки. Дмитрий и Виталий из группы Грот с лидером Касты, что называется, на одной волне. И уже одного этого абзаца достаточно, чтобы читатель понял, про него ли эта история.

"Земляне" — очень требовательный к слушателю альбом. Хотя, если вы знакомы с ранними записями Грота, то должны уже были усвоить, что слабакам с ними вообще не по пути. Строка ложится к строке, щедрая на символы риторика и вопросы сыплются на слушателя в изобилии, а рука все тянется к кнопке паузы, чтобы посмаковать особенно удачные двустишия. Отвлекся на минуту, пропустил часть куплета — считай, песня прошла мимо. Здесь нет пустот, каждая строка на своем месте, каждый куплет оправдан.

Возможно, этим песням не хватало бы воздуха и легкости, если бы не музыка авторства Diamond Style, одной из ключевых отечественных битмейкинг-команд, работающей, как правило, в более развлекательной нише мейнстрим-рэпа. Sasha Jf (делавший звук все на том же альбоме Влади) и Ко превратили непросто усваиваемые монологи Грота в торжественные и духоподъёмные песни. Это взаимовыгодная комбинация и попросту очень удачный союз: без таких партий флейты и электрогитары песни были бы лишены присущего им сейчас изящества, без рулад футуристических синтезаторов и 808-ых не было бы такого грува, без вокальных вставок, напоминающих группу Odesza, испарилась бы атмосфера причастности к таинству.





Диск "Земляне" — весомый аргумент против тех, кто обвиняет (часто — по делу) рэп в мелкотемье и эскапизме. Этот альбом — о смене поколений и мироустройстве, о нравственности и благородных человеческих качествах, о будущем планеты. Будь я классным ботаном, здесь стоило бы провести параллели с работами каких-то философов и социологов, но я, к сожалению, ботан не классный. Вместе с тем, Грот не дистанцируются от новостной повестки и происходящего вокруг, умудряясь колко и болезненно говорить о том, о чем другие молчат:

"Попробуй успокойся, попробуй себя уйми, взорванный автобус с лежащими рядом людьми.
Журналист уводит камеру, глаза солью, телевизор бормочет на фоне большого застолья...
Как-то дико выглядит и грязненько, что подобные сюжеты больше не мешают праздникам".


Сейчас будет громкое сравнение, но по части транслируемых смыслов и идей, получается сопоставить "Землян" с пеплумом Кендрика Ламара "To Pimp a Butterfly". Не в том, конечно, смысле, что альбом Грота дает понять, как себя чувствует афроамериканец в обамовской Америке. Я о теме поиска внутренней гармонии и примирения с собой как отдельно взятого индивида, так и целой нации (курьезное совпадение, но в первой же песне "Землян" есть строчка: "Они даже бабочек судят за то, что бабочки предали кокон").

При всей тяжеловесности тематик, к альбому почему-то хочется возвращаться снова. Он не утомляет, хотя, наверно, должен бы. Я для себя причину этого сформулировал просто: он вселяет веру в то, что мир действительно можно изменить к лучшему. Для этого, правда, придется начать с себя, — потому в говне и войне, как пелевинские урки, и живем. Но дюжина песен вселяет надежду, что происходящее вокруг — всего лишь фаза, период, не константа. Читай, дальше будет лучше. Или говоря цитатой с альбома: "Из эгоистов родятся люди планеты". Звучу я сейчас, вероятно, будто сектант, но поверьте: альбом очень убедительно и вдохновляюще написан.

Можно заметить, что почти в каждой песне "Землян" в том или ином виде упоминается ребенок. Обложка, опять же. Мне она напоминает финал кубриковской "Одиссеи 2001", где младенец в скафандре символизировал незрелость человечества как вида и неготовность его к контакту с внеземным. Ребенок как идея. Как бескрайнее поле для развития, возможностей и обновления. Можно сказать, что за последние пару лет обновился и творческий курс группы Грот. Раньше она предлагала простые ответы, сейчас же ставит непростые вопросы. Слышал, людям это в целом свойственно.

Показательно также, что и Влади, в отличие от себя 15 лет назад, в гостевом куплете уже не утверждает, а спрашивает: "Куда надо смотреть?".







Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком